Управление по образованию Пинского горисполкома
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад №2 г.Пинска»
На республиканский конкурс
экологических проектов «Зеленая школа»
Номинация «Педагогическая практика «С планетой вместе»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ
«ПОМОЖЕМ ПЛАНЕТЕ СПАСТИ ЛЕС»
Павлова Татьяна Викторовна,
|
заместитель заведующего
по основной деятельности
|
Ёрш Елена Васильевна, воспитатель дошкольного образования
|
г.Пинск, ул.Студенческая,21.тел.625428
+375292263046
|
Участники: воспитанников старшей группы №7
|
Год создания: 2022г.
|
2022
ВВЕДЕНИЕ
Для экологического воспитания детей дошкольного возраста в специально организованной и нерегламентированной деятельности может использоваться квест-технология, одна из форм игрового обучения.
В наши дни каждый педагог вынужден искать новые педагогические методы и приемы, чтобы заинтересовать воспитанников к изучению той или иной темы. Квест − это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Экологический квест «Поможем Планете спасти лес» разработан с целью формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, через актуализацию проблемы загрязнения планеты мусором как фактора ухудшения экологии и расширении представлений о биологическом разнообразии.
При разработке экологического квеста «Поможем Планете спасти лес» были реализованы следующие мероприятия: составлен сценарий, продуман и создан антураж для каждой зоны проведения действий, продумана методика проведения игровых заданий, подготовлен необходимый материал и оборудование, сделана видеозапись. При разработке сценария опирались на принципы: доступность знаний, системность, эмоциональность, использование разнообразных видов деятельности конечный результат (собрать картину леса), рефлексия.
Методы, которые применялись на квестовых станциях: работа с карточками – информаторами (классификация грибов, распределение животных по способу передвижения), объяснение и показ способов действий в процессе аппликации (изготовление экологического знака), работа с разрезными карточками − экологическими знаками, практический метод обучения (сортировка мусора).
По форме проведения квест: игровой;
по форме работы: групповой;
по содержанию: экологический;
по типу заданий: поисковый, образовательный, познавательный.
Результаты рефлексии показали, что применение экологических квест-игр в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста обосновано, так как:
-дошкольники проявляют интерес к такой форме получения образовательных знаний;
-через игровую форму детям показана реальная экологическая обстановка живой природы;
-через игру дети учатся правильному поведению в живой природе.
Таким образом, квест является эффективным методом экологического образования детей старшего дошкольного возраста, так как повышает у детей познавательную мотивацию, расширяет кругозор по самым разнообразным экологическим направлениям.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ
«ПОМОЖЕМ ПЛАНЕТЕ СПАСТИ ЛЕС»
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Цель: формировать основы экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через актуализацию проблемы загрязнения планеты мусором как фактора ухудшения экологии и расширении представлений о биологическом разнообразии.
Программные задачи: расширять представления о биологическом разнообразии живой природы, развивать умение узнавать и называть несколько видов грибов, классифицировать их на две группы «Съедобные», «Несъедобные»; называть животных, группировать их по способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие), развивать умение правильного взаимодействия с природой; воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, ответственность за состояние природы ближайшего окружения, стремление активно участвовать в охране природы.Развивать умение самостоятельно проявлять инициативу, участвовать в коллективной деятельности, учитывать мнение сверстников.
Материал и оборудование: 3 письма от «Планеты Земля», «Кикиморы», «Лешего», клубок, видеозапись «Бабы Яги», «Водяного», телевизор, ноутбук, аудиозапись «Звуки леса», 2 мольберта, 3 корзины для сортировки мусора, мусор, заготовка для аппликации (цветная бумага черного и красного цвета, заготовка с контурным изображением, клей-карандаш, салфетки), разрезные экологические знаки «Нельзя разрушать птичьи гнезда», «Нельзя разрушать муравейники», «Нельзя рвать цветы», «Нельзя ловить бабочек»; сачок, три пакета для мусора, бассейн с водой и мусором, экологический знак «Не бросайте мусор в водоем»; набор картинок с изображением животных к игре «Кто как передвигается»; разрезная картина леса, туннель, 2 корзинки для сортировки грибов, картинки грибов (сыроежки, мухомор, опята, лисички, сморчки, бледная поганка), магниты, декорации для леса и водоема, 5 столов, платочки на каждого ребенка разного цвета для деления на команды (синие, зеленые, белые, оранжевые), оборудование для полосы препятствия по выбору воспитателя.
Ожидаемые результаты:
-воспитанники расширят представления об объектах живой природы, сформируют умение классифицировать грибы (съедобные, несъедобные), группировать животных по способу передвижения;
-поймут необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на водоеме;
-осознают необходимость в сортировке мусора.
-сформируют опыт совместной деятельности.
Место проведения: группа, музыкально-спортивный зал.
Участники: воспитанники старшей группы №7
Ход проведения:
(Игра начинается в группе).
Воспитатель (В). Ребята, нам пришло письмо. Интересно от кого? Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте дорогие ребята! Пишу вам я - ваша планета Земля. С моим лесом случилась беда. Баба Яга и её друзья заколдовали всех его жителей. Птицы перестали песни петь, звери впали в спячку. Сам лес она превратила в картину, разделила на части и спрятала их. Я знаю, что вы любите природу и много о ней знаете. Поэтому обращаюсь к вам за помощью. Если вы найдёте все части картины леса и правильно соедините их, то сможете спасти лес и его жителей».
В. Ну что ж ребята, поможем планете? Я вижу, что вы готовы преодолевать трудности. Давайте отправимся на поиски Бабы Яги. А найти Бабу Ягу нам поможет волшебный клубочек.
(Катим волшебный клубочек и оказываемся в музыкальном зале в гостях у Бабы Яги).
Баба Яга (видеопрезентация). Знаю я, что вы хотите расколдовать лес. Но это сделать не просто. Хорошо, отдам вам то, что ищите, но только если с моим заданием справитесь. Ну что не испугались, готовы?
А знаете ли вы грибы, сумеете ли отгадать загадки о них, да разделить их в нужные лукошки.
В. Загадки от Бабы Яги.
(Дети отгадывают загадки о грибах, называют гриб, определяют какой он -съедобный или несъедобный, находят отгадку на картинке и размещают её в нужное лукошко «для съедобных грибов», либо «для несъедобных грибов» (лукошки размещены на мольберте)).
1.Вдоль лесных дорожек 2. Кто стоит на белой ножке
Много белых ножек, В красной шапке у дорожки
В шляпках разноцветных Грибникам наперекор
Издали приметных Отгадайте! (мухомор).
Собирай, не мешай
Это …… (сыроежки).
3.На пнях в лесу грибы растут 4. Вырос раннею весной
Да вот забыла, как их зовут Это первый гриб лесной
Помогите, мне ребята Вон забрался под сучок
Это? (опята). Весь в извилинах….(сморчок).
5.Ходят в рыженьких беретах- 6. На грибы она сердита
Осень в лес приносят летом И от злости ядовита
Очень дружные сестрички. Вот лесная хулиганка
Называются?....... (лисички). Это бледная? (поганка).
В. Ребята, давайте вспомним, что нельзя делать со старыми и незнакомыми грибами в лесу. (Их нельзя топтать, сбивать, так как они служат пищей и лекарством многим животным).
Баба Яга. Молодцы. Справились с заданием.
(Дети берут часть картины леса, с подсказкой, что следующую часть картины леса они найдут, когда пролезут в туннель. Дети, пройдя через туннель, попадают в лес (расставлены декорации леса: елки, пенечки т.п.) к Лешему, и находят там письмо).
В. Ребята, Леший у нас спрашивает: −Любите ли вы лес? Иногда туда приходят плохие люди – устраивают там шум и гам. Вы так себя ведёте, когда приходите в лес? А расскажите, как нужно вести себя в лесу тогда отдам часть картины? (ответы детей).
В. (обобщение сказанного). Правильно ребята. Лес – это дом для животных, птиц и насекомых. Из-за шума, громких и резких звуков животные птицы, испугавшись, бросят свои жилища, в которых могут быть их детеныши. А малыши, испугавшись, могут разбежаться в разные стороны и заблудиться. Беспомощные они просто погибнут. Поэтому в лесу нужно вести себя тихо и слушать звуки леса. Без птиц и зверей лес станет пустым и неприветливым. Давайте поможем Лешему сделать экологический знак, чтобы люди всегда помнили правило о том, что в лесу шуметь нельзя.
Аппликация экологического знака «Нельзя шуметь в лесу» (коллективная работа в технике обрывания)
|
В. Молодцы, что помогли мне. Вижу, что вы любите природу и охраняете её. Следующую часть картины леса вы сможете найти у того кто живёт в болоте. (Дети отправляются в гости к Водяному).
Водяной (видеопрезентация). «Здравствуйте, ребята! Я очень нуждаюсь в вашей помощи! Когда-то мой пруд был чистым и прозрачным. Все наши обитатели пруда – лягушки, рыбки, уточки радовались жизни, но теперь…. Все это невозможно. Наш пруд стал очень грязным. Все животные исчезли. Растения не растут! Люди каждый день бросали в него мусор, пакеты, бутылки. Он стал мутным, темным, в такой воде жить нельзя! Помогите мне, пожалуйста, очистить пруд и тогда я вам отдам то, что вы ищите».
В. Ребята, поможем Водяному. Скажите, пожалуйста, а чем мы будем вылавливать мусор из воды? А куда мы будем складывать мусор? (Дети по очереди берут сачок, вылавливают мусор и кладут его в разные пакеты.) Вот, молодцы, дружно, вместе мы навели чистоту! А чтобы больше не случилось такой беды, мы поставим около пруда запрещающий знак «Нельзя мусорить на водоеме».
|
|
Водяной. Молодцы. Всё правильно выполнили. Отдаю вам часть картины леса. А следующую часть картины леса вы сможете забрать у моей подруги, водяной Кикиморы.
(Дети передвигаются по залу и подходят к условно обозначенному озеру и там находят письмо от Кикиморы)
В. Читает письмоотКикиморы. «Я Кикимора Болотная. Живу я в болотах, дружу с лягушками и жабами. А вы дружные ребята? Сейчас я это проверю. Вы должны разделиться на четыре команды, и сыграть со мной в игру «Кто как передвигается?».
Задание от Кикиморы.
Игра «Кто как передвигается»
Цель: развивать умения группировать животных по способу передвижения (летающие, плавающие, прыгающие, ползающие) и называть их.
Игровые действия: раскладывание картинок с изображением животных на столы в зависимости от способа передвижения.
Ход игры: Дети делятся на четыре команды. Каждая команда получает задание. Отобрать картинки с изображением животных, которые: 1 команда − прыгают; 2 команда – летают; 3 команда − ползают; 4 команда - плавают. Далее дети из общего набора картинок, выбирают те, которые им надо, раскладывают их у себя на столах и по очереди называют животных, которых отобрали.
В. Читает письмо от Кикиморы.Молодцы. А сейчас полоса препятствий − пройдя её, вы получите часть картины леса.
(Пройдя полосу препятствий, получив часть картины леса, дети оказываются в гостях у Старичка-Лесовичка).
Старичок - Лесовичок. «Ребята у меня есть то, что вы ищите. Но так просто это не получить. Приготовил я для вас задания мудреные. Выполнить их смогут только самые любознательные да внимательные. Есть такие? Ну, тогда слушайте.
Игра «Собери разрезной экологический знак»
Ребята, вам нужно разделиться на четыре команды. Каждая команда получает разрезной экологический знак, который нужно собрать. Собрав знак вам нужно объяснить, что обозначает этот знак и для чего он нужен.
Экологические знаки «Нельзя разрушать птичьи гнезда», «Нельзя рвать цветы», «Нельзя разрушать муравейники», «Нельзя ловить бабочек»
В. Читает письмо Лешего дальше. Молодцы. Выполнили моё задание правильно. Я отдам вам часть картины леса, но сначала помогите мне очистить лес от мусора.
Игровое упражнение «Сортируем мусор правильно»
(Дети сортируют мусор по трем корзинам с условными обозначениями: «для пластика», «для бумаги», «для металла».)
В. Если дружно потрудиться
Все вокруг преобразится.
Ребята, что мы можем посоветовать людям, которые засоряют леса, водоемы, города?
Старичок-Лесовичок. Молодцы! Справились с заданием. Получайте часть картины леса.
В. Вот и сложилась у нас вся картина леса (все части картины леса, которые дают сказочные персонажи, помещаются на мольберт).
(На телевизоре появляется Планета. Звучит аудиозапись «Звуки леса»).
Планета Земля. Спасибо вам ребята! Вы спасли мой лес.
Хорошо вы потрудились,
Вижу знания не зря вам пригодились,
Задания чётко и точно выполняли
Кругозор свой расширяли.
Молодцы. Вы готовы всегда прийти на помощь природе. А мне пора с вами прощаться, а за помощь, я оставил вам в вашем уголке природы подарок. До свидания ребята, до новых встреч.
В. Ну а нам пора возвращаться в группу. И в этом нам поможет опять наш волшебный клубочек (дети возвращаются в группу).
В. Ребята, где мы с вами побывали? Как мы помогали лесу? водоему? Вам понравилось помогать? Давайте найдем сюрприз Планеты Земля.
Литература:
1.Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. инс-т образования, 2019 г.