КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.
А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков. Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой. Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу. Могут звать и аукать. И в колыбельке Алёнку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны. Шелестеть, шептать, скрипеть. Даже фыркать и шипеть. Но не хочется им петь.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные
звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].
Согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).
Чем отличаются звуки от букв? Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем. Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному: написать букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек, из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.; вылепить из пластилина, теста; выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте и т.д
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПОМНИТЕ!
НАЗЫВАТЬ БУКВЫ ТАК ЖЕ, КАК ЗВУКИ ([П]а не ПЭ)
НАПРИМЕР, слово ЛИСА
Задайте ребенку следующие вопросы:
- Сколько слогов в слове ЛИСА (два слога)
- Какой звук первый? (Л)
- Звук Л какой? Гласный или согласный?
- Какой согласный? Мягкий или твердый?
- Каким цветом обозначаем мягкий согласный? (зеленым) (рисуем)
- Какой второй звук? (И)
- Звук О какой? Гласный или согласный?
- Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным- рисуем)
- Какой третий звук? (С)
- Звук С какой? Гласный или согласный?
- Какой согласный? Мягкий или твердый?
- Каким цветом обозначаем твердый согласный? (синим) (рисуем)и т.д.
РЕЗУЛЬТАТ:
ЗАПОМНИТЕ! ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ! БУКВЫ МЫ ПИШИМ И ЧИТАЕМ! СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ!
СЛЕДИМ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ДЕТИ НЕ ПУТАЛИ СЛОГ, ЗВУК, СЛОВО.