Консультация для педагогических работников

«Проектирование развивающей предметно-пространственной среды на основе здоровьесберегающего подхода»

Научные подходы к определению понятия «развивающая образовательная среда»

В образовательном стандарте дошкольного образования определены требования к организации развивающей предметно-пространственной среды. Для обеспечения разностороннего развития личности воспитанника при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию образовательной программы дошкольного образования, специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, национальные и культурные традиции и ценности, материальные и архитектурно-пространственные особенности помещений и территории учреждения дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть безопасной и экологичной, эргономичной и полифункциональной, гибкой и вариативной, трансформируемой и содержательно-насыщенной, доступной и психологически комфортной.

Термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует. Внешние условия – это среда, окружение, межличностные отношения, деятельность; внутренние условия – эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие образовательной среды, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

обучение организовано на основе ведущей деятельности;

продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

Понятие развивающая среда основано на понимании самого развития как результата воспитания и обучения, как показателя продвижения человека к совершенству. По мнению Л.С.Выготского, развивающая среда – это расстояние от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» развития ребенка. Развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать «зоне актуального» развития самого «слабого» (именно в этом виде деятельности) и «зоне ближайшего» развития самого «сильного» (в этом же виде деятельности) в группе ребенка.

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в процессе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

интегрированность, обеспечивающую решение образовательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

В центре развивающей среды, по их мнению, стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности.

Активное исследование роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе ведется в трудах ученых А.И. Арнольдова, Е.В. Бондаревской, С.И. Григорьева, И.А. Колесниковой, Е.А.Лобановой, Ю.С. Мануйлова, А.В. Мудрака, Л.И. Новиковой, В.А. Сухомлинского, В.Д. Семенова, Ю.С. Мануйлова, В.В. Серикова, И.В. Слободчикова, В.М. Полонского и др.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая образовательная среда», по мнению авторов, понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в учрежднии дошкольного образования.

Для процесса становления личности Л. Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды:

целеполагание, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности;

осмысление развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связанного с современными поисками в области нового содержания образования;

поиска результативных способов и методов формирования познавательной активности ребенка, что требует специального педагогического осмысления технологии создания развивающей образовательной среды в рамках различных видов учреждений дошкольного образования, а также технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребенка.

Белорусские авторы, обращаясь к вопросу организации развивающей среды (А.Л. Давидович, Р.Р. Косенюк, Л.Н. Ласминская, Т.В. Щедрина, Ж.В. Богданович и др.), подчеркивают как основополагающую составляющую безопасность образовательной среды учреждения дошкольного образования.

Развивающая пространственная среда (по мнению Лобановой Е.А.) включает себя совокупность подпространств:

интеллектуального развития и творчества (образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра);

физического развития (в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей);

игрового развития;

экологического развития (призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм);

компьютерного пространства (вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение).

Развивающая предметная среда, по мнению С.Л. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Поскольку ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то развивающую предметную среду можно считать предметно-игровой средой.

В состав предметно-игровой среды входят:

  • крупное организующее игровое поле;
  • игровое оборудование;
  • игровая атрибутика разного рода, игровые материалы.
  • Предметно-игровая среда в современных учреждениях дошкольного образования должна отвечать определенным принципам:
  • принципу свободного выбора (ребенок имеет право выбора темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры);
  • принцип универсальности (дети и воспитатели могут строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития);
  • принцип системности (возможность объединения отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, составляющими целостное игровое поле).

В целях сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, к играм, игрушкам и игровому оборудованию предъявляется ряд требований:

  • безопасность и прочность;
  • красочность, привлекательность; контрастность цвета;
  • развивающее содержание.

Игры, игрушки и игровое оборудование должны соответствовать определенным принципам.

Принципы построения развивающей среды в учреждении дошкольного образования по В. А. Петровскому

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в учреждении дошкольного образования.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей – установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок – «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога – партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции – общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель». Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2. Принцип активности.

В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия – легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Для самых маленьких детей (2-4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.

Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой).

3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование — ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п.

4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.). Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

6. Принцип открытости – закрытости.

Этот принцип представлен в нескольких аспектах.

Открытость Природе – такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» – маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями – деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных – кошек, собак, за которыми дети ухаживают.

Открытость Культуре – присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу – обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Таким образом, развивающая среда – это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Принципы отбора игр, игрушек и игрового оборудования

  • принцип безопасности (игрушка должна быть изготовлена из безопасных материалов, не должна негативно влиять на здоровье и эмоциональное благополучие ребенка, провоцировать агрессивные действия, отражать игровые сеты, связанные с безнравственностью и насилием, провоцировать ребенка на пренебрежительное негативное отношение к национальным особенностям и физическим недостаткам других людей);
  • принцип полифункциональности (возможность вариативного использования игрушки в соответствии с замыслом ребенка и сюжетом игры);
  • принцип доступности (игрушка должна учитывать возрастные особенности ребенка, уровень развития познавательных психических процессов, стимулировать деятельность ребенка и его самостоятельную активность);
  • принцип эмоциональной стимуляции (игрушка должна быть интересной для ребенка, вызывать чувство радости);
  • принцип эстетичности (игрушка должна быть привлекательной, без конструктивных ошибок, способствовать формированию эстетического вкуса ребенка);
  • принцип динамичности (игрушка должна обладать динамичными свойствами, подвижностью частей, возможностью собрать, разобрать, комбинировать детали);
  • принцип реалистичности (игрушка должна отражать конкретные действия на конкретных реальных образах);
  • принцип дифференцированного подхода (при изготовлении игрушек необходимо учитывать физические, возрастные возможности детей);
  • принцип творческой активности и проблемности (игрушка должна способствовать развитию творческой активности детей, предоставляя возможность для самостоятельного решения различных игровых задач);
  • принцип соответствия анатомо-физиологическим особенностям детей (росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность захвата предмета).