Консультация для воспитателей дошкольного образования "Организация развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования в контексте патриотического воспитания"

 

Понятие «среда» предполагает систему, включающую взаимосвязь предметного и личного характера. Через среду воспитанники адаптируются к социальной действительности.

Создание развивающей предметно- пространственной среды базируется на принципах, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования, так как содержание учебной программы «ориентировано на развитие способностей детей в различных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, проявления самостоятельности, инициативности».

Моделирование предметно-пространственной среды должно быть основано на психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, физиологических, эстетических данных. Национальная направленность среды поможет детям осознать себя частью белорусского народа.

Подход к созданию в группах «национальных», «патриотических», «этнокультурных» и других уголков национальной направленности внесёт хаотичность и беспорядочность в детскую игровую среду. Подбор великого множества альбомов, иллюстраций, фото о прошлом и настоящем нашей Родины, всевозможных объектов декоративно-прикладного искусства, дидактических и настольно-печатных игр (например, серии «Твоя столица»), государственной символики и др., не подчёркивает национального характера предметно-развивающей среды группы. Вышеперечисленный материал обязательно должен иметь место в предметно-развивающей среде группы, но должен быть рассредоточен по разным уголкам.

Например, настольно-печатные игры о природе Беларуси могут находиться в уголке природы или центре познавательной практической деятельности. Портреты известных людей Беларуси (писатели, космонавты, герои ВОВ и др.) займут почётное место в книжном уголке. Альбомы по декоративно-прикладному искусству, произведения живописи лучше разместить в уголке изобразительного творчества. А сами изделия декоративно-прикладного искусства будут рассредоточены в разных местах группы как элементы дизайна национальной направленности.

Если говорить о предметно-игровой среде как развивающей, то в первую очередь необходимо обеспечить постоянную смену материала в группе в соответствии с темами недели, сезонами, яркими событиями в Республике Беларусь, народными и государственными праздниками.

В средних и старших группах в соответствии с рекомендациями к 2013/2014 учебному году должны иметь место в группах «уголки государственной символики». Их назначение – помочь в формировании системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь.

Уголок государственной символики представлен государственными символами – герб, флаг. Государственная символика должна быть представлена в едином оформлении: в одной или двух одинаковых рамках; герб и флаг – в рамочной окантовке, либо флаг – в настольном варианте. Кроме государственных символов, в уголке государственной символики может размещаться геральдика родного города (флаг, герб). Однако государственная символика по отношению к геральдическому флагу и гербу должна находиться на переднем плане и более почётном месте. Хорошим дополнением уголка государственной символики будет карта Республики Беларусь (в старшей группе).

Впервые уголок создаётся в средней группе с участием детей при прохождении темы «Государственные символы Республики Беларусь». Сам уголок размещается на самом почётном месте в группе.

Оснащение предметно-развивающей среды должно соответствовать определенным требованиям:

  1. целесообразности размещения “экспонатов”;
  2. научности и достоверности представленного материала;
  3. возрастной адресности;
  4. качеству и эстетической направленности;
  5. воспитательной и развивающей направленности.

Разнообразить содержание предметно-развивающей среды разных возрастных групп можно с помощью следующих «экспонатов».

Младший возраст (4-й год жизни):

  • генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок);
  • альбомы: “Моя семья”, “Мой город Пинск”, “Наш детский сад”;
  • художественная литература с иллюстрациями: стихи о родном городе, потешки, скороговорки, сказки;
  • книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”;
  • кукла в белорусском костюме.

Средний возраст (5-й год жизни):

  • генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок, брат, сестра, тётя, дядя);
  • альбомы: “Моя семья”, “Мой город”, “Наш детский сад”, «Столица-Минск»;
  • иллюстрированные книги с произведениями народного искусства, белорусских авторов:
  • белорусские игрушки;
  • настольно-печатные игры: «Мой город», «Моя улица»;
  • образцы белорусской национальной посуды, одежды;
  • куклы в белорусских костюмах.

 

Старший возраст (6-7-й годы жизни):

  • альбомы и наборы открыток: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” (образование, культура, спорт, здравоохранение, промышленность), “Наша область”, “Столица-Минск» (областные города их достопримечательность , костюмы, национальная кухня);
  • иллюстрации скульптурно-архитектурных объектов и сооружений, посвященных событиям Великой Отечественной войны (Брестская крепость-герой, Монумент Победы, «Курган славы и др.;
  • предметы искусства (изделия народных умельцев, декоративно-прикладного искусства, народные игрушки);
  • предметы одежды и быта, геральдика Беларуси;
  • книги белорусских авторов, иллюстрации к произведениям, портреты белорусских писателей, Красная книга Республики Беларусь;
  • флаг, герб Беларуси, звукозапись гимна Беларуси;
  • макет «Мой город», план “Детский сад”;
  • презентации о городе Пинске, о природе Беларуси, о достопримечательностях республики Беларусь;
  • герб, флаг Пинска; 
  • куклы в национальных костюмах;
  • макет белорусской избы;
  • карты Беларуси, города;
  • портреты знаменитых людей Беларуси (космонавты, спортсмены, портрет президента;
  •  
  • дидактические игры: «Беларуская лялька», «Беларускія казкі».

 

 

 Источники:

  1. Красюк, В.С. Сімвалы Беларусі : дапаможнік для педагогаў /В.С, Красюк. – Минск : Экоперспектива, 2017.
  2. Учебная программа дошкольного образования. // НМУ «Национальный институт образования», Министерство образования Республики Беларусь, 2022.